Права клиентов, которые нарушают банки

Права клиентов, которые нарушают банки

Права клиентов, которые нарушают банки
Как узнать, что ваши права нарушены, и что делать, чтобы их защитить Права клиентов, которые нарушают банки
В случае с кредитными организациями двумя основными документами, регулирующих отношения банков и клиентов, являются Гражданский кодекс РФ и федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Для того, чтобы защитить себя от противоправных действий банка, необходимо знать, какие права есть у вас, как у вкладчика или заемщика, и что делать, если банк эти права нарушил.

ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Согласно действующему законодательству, кредитная организация обязана предупреждать клиентов об изменении условий договора. Стоит отметить, что далеко не все условия банк может изменить в одностороннем порядке. Так, ставка по кредиту не может быть изменена без обоюдного согласия обеих сторон, указанных в договоре. Правда, касается это только физических лиц, кредитные соглашения, заключенные с юридическими лицами, регулируются по-другому.

В числе самых распространенных изменений — изменение дополнительных комиссий, условий досрочного погашения кредита/закрытия депозита и т. д. Идеальным способом известить клиента об изменении условий является письмо на электронную почту или смс, но чаще всего хватает заявления на официальном сайте кредитной организации.

В противном случае, клиенты банка имеют полное право требовать возврата списанных средств. В судебной практике случались прецеденты, когда суд выносил решения в защиту клиента, несогласного со списанной комиссией, о которой он заранее не знал.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ САМИ ПО СЕБЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕЗАКОННЫМИ

В российской практике известны случаи, когда кредитные организации вводили комиссии за пополнение вклада/досрочное закрытие депозита. Правда, суд в редких случаях оказывается на стороне клиентов, поскольку требования кредитных организаций составляются грамотными юристами. Отрадно, что согласно последним исследованиям банки все реже стараются навязать дополнительные комиссии своим клиентам.
Выдача средств
В некоторых случаях банки отказываются под разными предлогами выдать клиенту средства, размещенные на депозите. Эту проблему мы рассматривали подробно в одном из наших материалов. Еще раз напомним, что банки обязаны возвращать средства по первому требованию клиентов.

Представители кредитной организации, конечно, могут попросить владельца денежных средств предупредить о предстоящей крупной расходной операции или заменить кассовую операцию безналичным переводом. Но отказ в выдаче средств в любом случае является нарушением закона.

СРОКИ ПЕРЕВОДА СРЕДСТВ

Длительность перевода средств — одна из самых распространенных жалоб клиентов. Но зачастую такие жалобы бывают безосновательны. Закон при переводе средств со счета одного банка на счет другой кредитной организации устанавливает максимальный срок в пять рабочих дней. До истечения этого срока жаловаться на банк попросту бесполезно.

Стоит отметить, что сами банки стараются сократить сроки операции по переводу средств. На сегодняшний день такая операция в среднем занимает не больше нескольких часов, а то и минут. Задержки же чаще всего связаны либо с техническими неполадками, либо с ошибками в работе системы, либо, что хуже, с проблемами с ликвидностью у банка.
Пропажа средств
Подобные нарушения касаются, прежде всего, вкладчиков банка. Особенно актуальной проблема стала, после того, как Центробанк начал проводить политику «по зачистке банковского сектора». Временная администрация, назначаемая после отзыва лицензии, иногда обнаруживает, что базы данных частично уничтожены бывшим менеджментом с целью скрыть объемы обязательств банка.

Такие действия характеризуют банки, которые лишились лицензии из-за мошеннических действий руководства, а это уже уголовная ответственность. Тем не менее, вкладчик все еще может получить страховое возмещение, обратившись в Агентство по страхованию вкладов с документами, подтверждающими обязательства банка перед клиентом. Тогда законные требования внесут в реестр и выплатят полагающуюся компенсацию.
Что делать, если права нарушены
Как советуют представители Центробанка, в случае спорных ситуаций необходимо, в первую очередь, обратиться в банк за пояснениями. Кредитная организация обязана ответить в письменном виде. Этот ответ сильно поможет в том случае, если дело дойдет до суда.

Если вы считаете, что нарушено банковское законодательство, то об этом стоит сообщить в территориальное учреждение Банка России по региону. Также можно направить жалобу финансовому омбудсмену Ассоциации российских банков при условии, что банк подписал декларацию о передаче ему на рассмотрение споров с участием физических лиц — клиентов банка.

Помочь в решении проблемы могут общественные организации по защите прав потребителей и юридические консультации. Для обращения к ним надо будет указать причину, наименование банка и приложить копии документов, необходимых для рассмотрения вопроса, что позволит ответить на ваш запрос по сущест­ву.

Если достигнуть согласия с банком не удалось, тогда разрешить имущественный спор можно, только обратившись в суд. При этом, если сумма иска не выше 50 тыс. рублей, то вынести решение может мировой судья.

Между козлом Тимуром и Тигром Амуром произошла первая ссора Previous post Между козлом Тимуром и Тигром Амуром произошла первая ссора Next post "Налоговые каникулы" объявлены сроком до 31 декабря 2018 года.